Версия для слабовидящих

 

 

По вопросу представления сведений о доходах государственными служащими

Вопросы предоставления уполномоченными лицами сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера урегулированы статьей 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В целях реализации указанных законоположений приняты указы Президента Российской Федерации от 18.05.2009 №№ 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее – Указ № 558), 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее – Указ № 559).

В целях совершенствования антикоррупционного законодательства Указом Президента Российской Федерации от 15.01.2020 № 13 в указы №№ 558, 559 внесены изменения.

Так, с 1 июля 2020 года предоставление всеми субъектами правоотношений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки, заполненной с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, соответствующие сведения согласно внесенным изменениям могут храниться и в электронном виде.

Социальное предпринимательство. Что это и кто вправе им заниматься?

Понятие «социальное предпринимательство» введено благодаря изменениям, внесенным в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (от 26.07.2019 № 245-ФЗ).

Социальное предпринимательство, это предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей и способствующая решению социальных проблем граждан и общества.

Субъекты малого и среднего предпринимательства могут считаться социальным предприятием, если они обеспечивают занятость социально незащищенных категорий граждан, производят товары (работы, услуги), ориентированные на социально незащищенные категории граждан, обеспечивают реализацию производимых гражданами из числа указанных категорий товаров (работ, услуг), а также осуществляют деятельность, ориентированную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем, включая оказание психолого-педагогических и иных услуг в сфере укрепления семьи, обеспечения семейного воспитания детей и поддержки материнства и детства, организацию отдыха и оздоровления детей, а также культурно-просветительскую деятельность.

В подобных случаях такие предприятия могут рассчитывать на получение дополнительных мер поддержки от органов государственной власти и местного самоуправления в виде предоставления субсидий, предоставления в пользование на льготных условиях государственного и муниципального имущества, а также организации профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и содействия в прохождении независимой оценки квалификации работников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации приняты новые требования к антитеррористической защищённости ряда объектов

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одной из организационных основ противодействия терроризму является установление Правительством Российской Федерации обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

В соответствии с указанными требованиями утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций (постановление Правительства РФ от 05.09.2019 № 1165), требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и подведомственных ей организаций (постановление Правительства РФ от 24.09.2019 № 1243), требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 07.11.2019 № 1421).

Указанными нормативными документами установлена процедура категоризации и паспортизации объектов (территорий) в зависимости от опасности террористических угроз, требования к антитеррористической защищённости в соответствии с установленной категорией, определены уполномоченные органы и формы паспорта безопасности этих объектов.

Также внесены изменения в требования к антитеррористической защищенности объектов спорта, согласно которым одной из мер противодействия терроризму на таких объектах установлено выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объектах спорта токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении с использованием почтовых отправлений (постановление Правительства РФ от 09.11.2019 № 1434).


Законодательно предусмотрена возможность блокировки сайтов за распространение «фейковых новостей».

Федеральным законом от 18.03.2019 № 31-ФЗ в статью 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" внесены изменения согласно которым законодательно предусмотрена возможность блокировки сайтов за распространение «фейковых новостей».

В частности, частью 1 указанной статьи Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители наделены правом обращения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим недостоверную общественно значимую информацию под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Указанный порядок не применяется в случае обнаружения названной информации на ресурсах, распространяемых новостным агрегатором.

Предусматриваются особенности порядка ограничения доступа к недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, размещенной на информационном ресурсе, зарегистрированном в качестве сетевого издания. В частности, вводится дополнительная процедура предварительного уведомления редакции сетевого издания о необходимости удаления указанной информации, чтобы дать возможность самостоятельно удалить такую недостоверную общественно значимую информацию.

Об обязанностях организаций принимать меры по предупреждению коррупции

Одним из приоритетных направлений российской политики в настоящее время являются предупреждение и противодействие коррупции. Все организации обязаны принимать меры по предупреждению коррупции. В этой связи в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» введена статья 13.3, согласно которой организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Данные меры при условии их комплексного применения должны иметь своей целью образование и внедрение антикоррупционной политики внутри организации с четкой регламентацией такой деятельности. 

Следует отметить, что указанная обязанность возлагается на любые организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

Согласно закону, меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут заключаться в реализации шести основных направлений:

1) определение в организации подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5)   предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Об обеспечении инвалидов средствами реабилитации

Федеральным законом "О социальной защите инвалидов" закреплено право инвалидов на бесплатное обеспечение средствами реабилитации

В силу статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на бесплатное обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240.

Согласно п. 4 указанных Правил с целью получения технических средств реабилитации инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, подается заявление в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на предоставление мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

Положениями пункта 5 Правил установлен 15-дневный срок рассмотрения соответствующего заявления с одновременной выдачей направления на получение либо изготовление технического средства (изделия) при наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием).

При этом срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Постановлением Правительства РФ от 13.04.2019 № 443 в указанный пункт Правил внесены изменения, согласно которым сроки рассмотрения заявлений инвалидов, в том числе детей-инвалидов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи, и обеспечения их техническими средствами реабилитации сокращены до 7 дней.

О техническом обслуживании газового оборудования

В силу п.4 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем технического обслуживания в том числе и внутриквартирного газового оборудования.

Согласно п. 17 Правил заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования являются в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование. От имени собственника (пользователя) помещения договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования может быть подписан:

- лицом из числа собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченным на подписание договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования от их имени решением общего собрания собственников многоквартирного дома, что подтверждается надлежаще оформленной доверенностью;

- управляющей организацией (в том числе товариществом или кооперативом) на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о том, что указанный договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования подписывается управляющей организацией в интересах каждого из собственников помещений в многоквартирном доме, проголосовавших за такое решение.

Исполнителем услуги является специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Согласно п. 80 Правил исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика в случае отсутствия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Как получить социальный налоговый вычет за приобретение лекарств?

Налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в размере стоимости приобретенных лекарственных препаратов

В соответствии со статьей 219 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в размере стоимости лекарственных препаратов, назначенных им лечащим врачом и приобретенных налогоплательщиком за счет собственных средств. С 1 января 2020 года каждый работающий россиянин, отчисляющий налог в бюджет, сможет оформить налоговый вычет на любые лекарственные препараты.

Получить социальный налоговый вычет по расходам на покупку лекарств можно одним из двух способов:

- по окончании года подать налоговую декларацию 3-НДФЛ и подтверждающие документы;

- до конца года можно получить в налоговом органе уведомление о подтверждении права на социальный налоговый вычет, с которым обратиться к своему работодателю, чтобы бухгалтерия не удерживала НДФЛ из заработной платы работника до тех пор, пока последний не получит весь вычет.

В обоих случаях необходимо представить подтверждающие документы, к которым относятся: рецептурный бланк и платежные документы (кассовые чеки, приходно-кассовые ордера, платежные поручения и т.п.).

Размер вычета ограничен 13 процентами от 120 000 рублей, то есть суммой в 15 600 рублей в год на одного человека. Налоговый вычет можно получить как на себя, так и на членов семьи.

Ранее россияне могли вернуть деньги только за те лекарства, которые были включены в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Расширены льготы женщинам, работающим в сельской местности

Федеральным законом от 12.11.2019 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности» установленные в период СССР гарантии женщинам, работающим в сельской местности, закреплены в Трудовом кодексе РФ.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 №298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» (документ применяется в части, не противоречащей ТК РФ) женщинам, работающим в сельской местности, был установлен ряд дополнительных гарантий в сфере трудовых отношений.

Указанным Законом такие же гарантии закрепляются в новой статье Трудового кодекса РФ 263.1 и включают в себя, помимо одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы, также:

- установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе;

- оплату труда в повышенном размере на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части. Предусматривается, что установленный в этом случае размер повышения оплаты труда не может быть снижен по сравнению с размером повышения оплаты труда, установленным на день вступления в силу Закона.

О продлении стимулирующих выплат соцработникам

Правительством Российской Федерации  до 15 сентября 2020 года продлены выплаты стимулирующего  характера соцработникам, оказывающим  услуги гражданам, зараженным коронавирусной инфекцией

Постановлением Правительства РФ от 27.06.2020 № 941 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 681" внесены изменения в Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов на осуществление выплат стимулирующего характера работникам стационарных организаций (стационарных отделений) соцобслуживания, оказывающим услуги гражданам, у которых выявлен COVID-19 (лицам из групп риска заражения инфекцией).

Установлено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств по осуществлению выплат стимулирующего характера за период с 15 апреля по 15 сентября (ранее – по 15 июля 2020 г.).

Уточнено также, что право на выплату стимулирующего характера работнику сохраняется в полном объеме при выявлении у работника в период выполнения им работы в рабочую смену новой коронавирусной инфекции, иного заболевания, вынужденного прерывания работы в рабочую смену работником, имевшим подтвержденный контакт с заболевшим, в целях соблюдения режима изоляции.

В случае если работник прерывает рабочую смену по собственному желанию, выплата стимулирующего характера работнику осуществляется за фактически отработанные дни.

В случае если длительность рабочей смены фактически составила более 14 календарных дней, выплата осуществляется за 14 календарных дней в полном объеме, за последующие дни в рабочей смене (более 14 календарных дней) - за фактически отработанные дни.

При этом, в случае если в течение одной рабочей смены в организации выявлена новая коронавирусная инфекция, выплаты стимулирующего характера в указанный период осуществляются в увеличенных размерах.

О санитарно-эпидемиологических требованиях к организации работы образовательных организаций

Главным санитарным врачом России утверждены требования к организации работы образовательных организаций и объектов социальной инфраструктуры

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», действие которых определено до 1 января 2021 года.

Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ (за исключением образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования), в том числе адаптированных, осуществляющих присмотр и уход за детьми, социальных служб для детей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, спортивных организаций для детей, организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих организованное проведение временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, организаций отдыха детей и их оздоровления, реабилитационных центров, организаций, оказывающих организованным группам детей услуги временного проживания при проведении спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи.

Санитарные правила применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Нарушение сроков выплаты заработной платы влечет за собой ответственность 

За нарушение сроков выплаты заработной платы установлена административная и уголовная ответственность

За нарушение сроков выплаты заработной платы работодателем, предусмотрены административная ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ и уголовная ответственность по ст. 145.1 УК РФ.

Наказание по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрено, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Наказание по ст. 145.1 УК РФ виновному лицу, в зависимости от нарушения сроков выплаты заработной платы и повлекших последствий, достигает до пяти лет лишения свободы.

Предприниматель знай, закон на твоей стороне 

Отношения в области  организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей урегулированы федеральным законом

Правовая основа осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Настоящий Федеральный закон устанавливает:

- порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

- порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

- права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

- права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Организация и проведение плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды деятельности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 вышеуказанной статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

На один уровень выше